О драгоценных камнях и бархатной шкатулке.
В книжном магазине, перебирая книги о музыке и музыкантах, я набрел на очень занятную брошюрку (Секреты фортепианного мастерства. Мысли и афоризмы выдающихся музыкантов. – М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2008.). И, то ли меня уже клинит, то ли и вправду многое из прочитанного в этой книжице мне показалось очень созвучным тем мыслям, которые смутно приходили и стучались ко мне, когда я копался в системе, в динамиках, в звуке.
К тому же, как мне показалось, многое из здешней терминологии можно бы взять на вооружение.
Судите сами...
Игра на фортепиано – движение пальцев, исполнение на фортепиано – движение души.
Антон Рубинштейн
Чудо фортепианного звука совершается не в момент его извлечения, а после – когда появляется мерцающий, обертоновый «шлейф», подобный хвосту кометы.
Именно в нем сокрыта душа звука.
В.Моргулис
….звук должен быть закутан в тишину, звук должен покоиться в тишине, как драгоценный камень в бархатной шкатулке.
Г.Нейгауз
Певучесть звука достигается на фортепиано особым способом удара, вернее – нажима клавиш. Суть его состоит в том, чтобы не толкать клавишу, не ударять по ней, а сперва «нащупать» ее поверхность, «прижаться», «приклеиться» к ней не только пальцем, но и – через посредство пальца – всей рукой, всем телом, и затем, не «отлипая» от клавиши, непрерывно ощущая, «держа» ее на кончике (точнее, на «подушечке») «длинного», словно от локтя или даже от плеча тянущегося пальца, постепенно усиливать давление, пока рука не «погрузится» в клавиатуру до отказа, до «дна» - таким движением, каким опираются на стол, нажимают на чужие плечи, вдавливают печать в сургуч.
Г.Коган
Сыгранные хорошо на фортепиано ноты легато должны вплывать одна в другую. <…>все ноты должны быть одинаковой звуковой окраски. Если род применяемого туше меняется, легато фразы будет нарушено. Ноты во фразе легато должны быть подобны нитке бус. В игре многих учеников нитки звуковых бус в одной фразе различны по цвету, размеру, форме и качеству.
И.Левин
Пианисту постоянно приходится бороться с затуханием звука на фортепиано. Особенно трудно это, когда надо играть мелодию в медленном темпе; у певца или скрипача нет таких моментов во время игры, когда они «ничего не делают», так как они тянут длинную ноту или голосом или смычком <…>. Взяв на фортепиано длинную ноту, пианист должен создать себе иллюзию, будто он продолжает ее тянуть; он должен следить за ней, слышать, как она звучит при переходе в следующий звук <…>.
А.Гольденвейзер
Я не выношу неровности туше. Не пытайтесь убедить меня, что эта неровность – признак тонкого восприятия. Беспомощности – да! Но не восприятия. Причина неровности кроется в ушах, а не в пальцах. Если бы уши слышали и были бы более требовательны, пальцы обязательно последовали бы за ними. Но, если уши не слышат, как можно ждать, что пальцы будут действовать?
В.Ландовска
Дыхание – вот, что играет главную роль во фразировке. Что стало бы с фразой, если бы она не парила и не выделялась особо на фоне лазурного или серого неба?
В.Ландовска
Неясность исполнения всегда проистекает от того, что все играют «одной краской». – Именно «нюанс» помогает выделять различные планы.
М.Лонг
…звуковая перспектива в музыке всегда есть. Это перспектива распределения голосов по степени насыщенности их звучания. Нельзя играть все одинаково выпукло и выразительно: в музыке, как и в живописи, есть передний и задний план.
К. Игумнов
Даже в отчаянном вопле «спасите!» только одна гласная «и» вопит ff. Все остальные звуки пребывают piano. Быстрые пассажи с «отчаянной» динамикой ff должны подчиняться этому же «спасительному» правилу.
Н.Перельман
Crescendo или diminuendo означает не только «громче» или «тише».
«Сгущение» или «разряжение», «осветление» и «затемнение» многоголосой структуры – это также виды crescendo и diminuendo. Эти виды динамики образуются благодаря изменениям баланса между регистрами.
В.Моргулис
…играть соло с полной педалью грубо, бестактно, но, с другой стороны, беспедальная игра – это «высохшая душа». <…> Полупедаль создает иллюзию звучания. Умение создать иллюзию в искусстве – большой художественный дар.
Я.Зак
Абсолютное единство темпа – печальный удел шарманки.
В.Моргулис
Я придерживаюсь одного старого определения темпа, согласно которому предел скорого темпа – это возможность услыхать реально каждый звук.
К. Игумнов
Не совершенствуйте совершенное сочинение, совершенствуйте себя.
И.Гофман
Удалось не ошибиться – это еще отнюдь не мастерство, а скорее всего опасная помеха ему или счастливая случайность. Удалось ошибиться – это уже более высокая ступень, некоторое достижение, шаг по пути к виртуозной технике. Не удалось ошибиться – высшая точка, знак того, что пианист действительно овладел данной моторной трудностью.
Г.Коган
Подлинный артист начинает свой концерт не с первых звуков музыки, а с предшествующей им последней – главной тишины.
К. Игумнов
|
Комментарии