Главная Интересно почитать О драгоценных камнях и бархатной шкатулке.

О драгоценных камнях и бархатной шкатулке.

piano

В книжном магазине, перебирая книги о музыке и музыкантах, я набрел на очень занятную брошюрку (Секреты фортепианного мастерства. Мысли и афоризмы выдающихся музыкантов. – М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2008.).
И, то ли меня уже клинит, то ли и вправду многое из прочитанного в этой книжице мне показалось очень созвучным тем мыслям, которые смутно приходили и стучались ко мне, когда я копался в системе, в динамиках, в звуке.

К тому же, как мне показалось, многое из здешней терминологии можно бы взять на вооружение.

Судите сами...

 

Игра на фортепиано – движение пальцев, исполнение на фортепиано – движение души.

Антон Рубинштейн

Чудо фортепианного звука совершается не в момент его извлечения, а после – когда появляется мерцающий, обертоновый «шлейф», подобный хвосту кометы.

Именно в нем сокрыта душа звука.

В.Моргулис

 

….звук должен быть закутан в тишину, звук должен покоиться в тишине, как драгоценный камень в бархатной шкатулке.

Г.Нейгауз

 

Певучесть звука достигается на фортепиано особым способом удара, вернее – нажима клавиш. Суть его состоит в том, чтобы не толкать клавишу, не ударять по ней, а сперва «нащупать» ее поверхность, «прижаться», «приклеиться» к ней не только пальцем, но и – через посредство пальца – всей рукой, всем телом, и затем, не «отлипая» от клавиши, непрерывно ощущая, «держа» ее на кончике (точнее, на «подушечке») «длинного», словно от локтя или даже от плеча тянущегося пальца, постепенно усиливать давление, пока рука не «погрузится» в клавиатуру до отказа, до «дна» - таким движением, каким опираются на стол, нажимают на чужие плечи, вдавливают печать в сургуч.

Г.Коган

Сыгранные хорошо на фортепиано ноты легато должны вплывать одна в другую. <…>все ноты должны быть одинаковой звуковой окраски. Если род применяемого туше меняется, легато фразы будет нарушено. Ноты во фразе легато должны быть подобны нитке бус. В игре многих учеников нитки звуковых бус в одной фразе различны по цвету, размеру, форме и качеству.

И.Левин

 

Пианисту постоянно приходится бороться с затуханием звука на фортепиано. Особенно трудно это, когда надо играть мелодию в медленном темпе; у певца или скрипача нет таких моментов во время игры, когда они «ничего не делают», так как они тянут длинную ноту или голосом или смычком <…>. Взяв на фортепиано длинную ноту, пианист должен создать себе иллюзию, будто он продолжает ее тянуть; он должен следить за ней, слышать, как она звучит при переходе в следующий звук <…>.

А.Гольденвейзер

 

Я не выношу неровности туше. Не пытайтесь убедить меня, что эта неровность – признак тонкого восприятия. Беспомощности – да! Но не восприятия. Причина неровности кроется в ушах, а не в пальцах. Если бы уши слышали и были бы более требовательны, пальцы обязательно последовали бы за ними. Но, если уши не слышат, как можно ждать, что пальцы будут действовать?

В.Ландовска

 

Дыхание – вот, что играет главную роль во фразировке. Что стало бы с фразой, если бы она не парила и не выделялась особо на фоне лазурного или серого неба?

В.Ландовска

 

Неясность исполнения всегда проистекает от того, что все играют «одной краской». – Именно «нюанс» помогает выделять различные планы.

М.Лонг

 

…звуковая перспектива в музыке всегда есть. Это перспектива распределения голосов по степени насыщенности их звучания. Нельзя играть все одинаково выпукло и выразительно: в музыке, как и в живописи, есть передний и задний план.

К. Игумнов

 

Даже в отчаянном вопле «спасите!» только одна гласная «и» вопит ff. Все остальные звуки пребывают piano. Быстрые пассажи с «отчаянной» динамикой ff должны подчиняться этому же «спасительному» правилу.

Н.Перельман

 

Crescendo или diminuendo означает не только «громче» или «тише».

«Сгущение» или «разряжение», «осветление» и «затемнение» многоголосой структуры – это также виды crescendo и diminuendo. Эти виды динамики образуются благодаря изменениям баланса между регистрами.

В.Моргулис

 

…играть соло с полной педалью грубо, бестактно, но, с другой стороны, беспедальная игра – это «высохшая душа». <…> Полупедаль создает иллюзию звучания. Умение создать иллюзию в искусстве – большой художественный дар.

Я.Зак

 

Абсолютное единство темпа – печальный удел шарманки.

В.Моргулис

 

 

Я придерживаюсь одного старого определения темпа, согласно которому предел скорого темпа – это возможность услыхать реально каждый звук.

К. Игумнов

 

Не совершенствуйте совершенное сочинение, совершенствуйте себя.

И.Гофман

 

Удалось не ошибиться – это еще отнюдь не мастерство, а скорее всего опасная помеха ему или счастливая случайность. Удалось ошибиться – это уже более высокая ступень, некоторое достижение, шаг по пути к виртуозной технике. Не удалось ошибиться – высшая точка, знак того, что пианист действительно овладел данной моторной трудностью.

Г.Коган

 

Подлинный артист начинает свой концерт не с первых звуков музыки, а с предшествующей им последней – главной тишины.

К. Игумнов

 

Комментарии 

 
#1 Гость 19.04.2010 22:30
Такие мысли как в ветке Франца " Кинозвук " нужно куданибуть отделить , очень много сконцентрирован ой энергии для разумения
Цитировать
 
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval
 

Translate with Google

English Russian

Поиск