О верхнем подвесе: длине, волне и весе.
Так получилось, что за последние пару недель мне пришлось раз несколько и временами весьма подробно отвечать на вопрос о том, что я имею в виду, говоря о настройке своих динамиков?
Ну, вот и подумалось, почему бы не написать, чтоб потом отсылать...
Вот и пишу.
Сейчас будет страшно... особенно людям с инженерным образованием.
Проблема излучения звуковой волны, в частности диффузором, изучена со всех сторон и во всех подробностях. Формулы, описывающие этот процесс, доступны любому.
Фокус в том, что формулы эти описывают вышеуказанный процесс поэпизодно. А когда мы хотим применить их при построении отдельного динамика, выясняется, что они, конечно, работают, но динамик от этого играет только хуже.
Например, мы знаем, что резонансная частота акустической системы (динамика) обратно пропорциональна корню квадратному... Ну, в общем, если нам нужно ее снизить, согласно формуле, достаточно увеличить вес колебательной системы и гибкость подвеса, да?
Это правда. Но не вся. Легко догадаться, скажем, что увеличив вес одного и гибкость другого, мы в полный рост столкнемся с механическими инерционными процессами, которые гасить приходится исключительно за счет электромагнитных сил. А те, вроде бы, в мониторе нужны совсем для другого. Как итог, у нас начинается разбаланс и искажения... нам приходится усиливать магнит, накручивать ампер витки и... ну, и так далее.
Посему, разговаривая о настройке реального динамика, я намеренно забуду о формулах и попробую показать закономерности, что называется, на пальцах. Средний палец обязуюсь при этом не использовать. Надеюсь на взаимность.
Так вот, прости меня академия, игра дифузора устроена очень просто. За ВЧ здесь отвечает горловина, за НЧ - верхняя кромка. И все бы ничего, но...
Но, по несчастью, в реальном динамике они играют одновременно. Больше того, кроме прямого, компрессионного, излучения, которое диффузор организует будучи обыкновенным кульком, летающим вперед-назад, он еще и сам при это волнуется, отрабатывая по полной, как волновод сложной конструкции.
И верхний подвес здесь, помимо чисто механических функций по возвращению диффузора в исходное положение, играет еще и роль волнореза.
Все происходит в точности как в милом приморском городке, на пристани во время шторма. Волны бегут от нижнего края диффузора к его верхнему. Бьются об него, отражаются частично и возвращаются к источнику. Но там их подстерегают новые волны, поскольку музыка же играет дальше. Легко представить, что где-то, между подвесами, как результат встречного движения, образуется куча мала.
Это малонаучный, но очень важный момент. Потому что, к примеру, чем более упруг верхний подвес, тем сильнее он отфутболит волну в глубину диффузора, к источнику. А это в свою очередь будет означать, что следующая, назначенная для встречи волна, не успеет отойти далеко от катушки, и встреча их произойдет глубже по диффузору, что повлечет за собой, что?... Правильно, повышение резонансной частоты динамика. Поскольку, чем меньше радиус излучателя, тем выше частота.
Вот мы и добрались до разговора о настройке динамика. И начнем мы разговор этот, пожалуй что, с верхнего подвеса.
Несть числа конструкциям этой важнейшей части диффузора. Равно как, впрочем, и его функциям.
Во-первых, он должен держать жесткость кольца верхней кромки, чтобы оно не вильнуло в ответственный момент. Во-вторых, подвес должен обеспечивать вертикальное осевое крепление диффузора. В-третьих, он должен возвращать диффузор в исходное состояние со всей рассчитанной упругостью, ограничивая механически амплитуду колебания. Кроме того, он должен быть отбойником для волн. Попутно, он же должен быть и "пылесосом" для паразитных резонансов. И проч., проч., проч.
Рассказывать детально, как и какими способами можно, воздейстуя на верхний подвес, влиять на итоговое звучание динамика, было бы долго и скучно. Я и сам всего не знаю...
Скажу, что влияет все. По-разному, но влияет. Напомню, для примера, что в ранних динамиках верхний подвес никогда не клеился к корзине, только прижимался, прикручивался, приклепывался. И не случайно, что в СССР, там, где не особо считали деньги на идеологию, КИНАПы делали именно без клея по верху, только на винтах.
Конечно, играет огромную роль то, из чего сделан верхний подвес. Количество волн и их конфигурация может кардинально поменнять все в звучании. Геометрия подвеса тоже не пустое слово. Некоторые диффузоры конструировались специально с подвесом, который, как ступеньки, спускался вниз.
Все это, впрочем, в быту скорее всего нам не понадобится, а вот следующее, может быть...
Я проделал простенький эксперимент с помощью своего друга 4А32. В нем верхний подвес крепится очень функционально.
Вот я и захотел показать вам, как его смягчение влияет на звук. Насколько самые простые, казалось бы, манипуляции способны углубить звучание НЧ диапазона.
Для этого я наклеил на крепежное кольцо бахрому разной жесткости: от бумаги до кожи. Кроме того записал звучание динамика вовсе без этого кольца и вовсе безо всякой бахромы, только с железным прижимом. Получилось пять роликов, которые вам и предлагается прослушать... Ну и картинки, конечно, куда же без них...
1. Тест открытый подвес - YouTube
2. Тест металл - YouTube
3. Тест бумага - YouTube
4. Тест фетр - YouTube
5. Тест кожа - YouTube
|
Комментарии
Приготовил свой палец, скоро покажу)))
Формула проста. Отношение внешнего диаметра кулька к внутреннему - это и есть частотный диапазон.
Хотите обеспечить 20 Гц - 20 000 Гц, ок,
При диаметре катушки 44 мм, внешний диаметр кулька нужен 44 метра!
Сильно?
У 4а32 соотношение малого и большого круга примерно равно шести, то есть его линейный диапазон мизер, остальное это искажения и принуждения
Голос естественный и живой.
Все остальное в топку...
Общий результат зависит от совпадения возможностей диффузора держать предложенный резонанс. То есть диффузор может легко звучать "лучше всех", предположим, на коже или на фетре. Опять же, какой диапазон Вам важнее, вокал Шаляпина или труба Гиллеспи?
Это просто прием настройки. Он не дает рецептов, но указывает на возможности. Буду рад, если пригодится....