efa-cables-with-borderfranzussr
Главная 2016 Август Hartley-Turner 215 или Волшебный единорог на моем чердачке.

Hartley-Turner 215 или Волшебный единорог на моем чердачке.

DSC05210_copy

Если вдруг Вам понадобиться блеснуть в обществе поклонников хай-фая своими познаниями в области…,  можете небрежно заявить, что знаете, кто первый применил понятие «высокой точности» к процессу воспроизведения звука. Это был именно что Х.А.Хартли собственной персоной. И сделал он это не красного словца ради.

Послевоенные динамики фирмы, которую он со-товарищи учредил в Англии в 1927 году,

определенно стали легендой динамикостроения. С самого начала своего существования компания Hartley Products Corp. заявила о том, что не планирует работать с производителями ширпотреба, но, вооружившись идеями таких господ, как Barker, Voigt и Olson, построит динамик, который будет воспроизводить музыкальные записи максимально близко к оригинальному звучанию их в концертах.

 

История компании, впрочем, не канула в Лету. Интернет хранит её, и все желающие ознакомиться с иконостасом  – флаг в руки.

Меня же воистину волнует динамик, который стал вершиной работы компании. Так называемый Hartley-Turner 215. Притом, его первая и самая сложная по конструкции реинкарнация, выпущенная сразу после войны. По воспоминаниям участников событий конструкция этого чудесного излучателя была готова уже к 1939 году. Но пришла война и его запуск в серию отложили по понятным причинам. Итого работа над этим динамиком велась с 1927 по 1939 годы. Нормально, да…

Чем же, спрашивается, господа занимались все это время?

А занимались они фундаментальными и методичными исследованиями возможностей, которые давали все известные к тому времени способы воспроизведения музыки.  Добавлю от себя, что с тех пор возможностей больше не стало. Прошерстив с «мелким бреднем» различные способы и комбинации включения динамиков они пришли к выводу, что ни один из них, по определению, не способен правильно воспроизвести звук музыкальных инструментов. Мотивировки такого умозаключения изложены в текстах, которые я не поленился отсканировать и выложить ниже. Само же умозаключение сводилось к тому, что не комбинации, а только сам-один динамик, но «высокоспециализированнной конструкции» может обеспечить, как они говорили, «максимально возможную степень реализма в музыкальном воспроизведении». То есть, источник звука должен быть един. Ибо разные источники (динамики, твиттера, драйвера и проч.) дают звук разных типов, которые свести в единый результат не представляется возможным.

При этом они понимали, что условия правильного воспроизведения ВЧ и НЧ диапазонов различны. И большой диффузор, необходимый для того, чтобы принять и выдержать энергетику низов, верха не сыграет. Равно как и наоборот.

Они были противниками виззеров, рупоров и кроссоверов (мотивировки – там же). Они говорили, что звук, для того, чтобы он был целокупным, должен приходить из одной точки. Так же как и для слушателя в концертном зале он приходит единым музыкальным образом из одного источника под названием «сцена».

И, решая неразрешимое противоречие по равноубедительному воспроизведению краев диапазона, они придумали «механический кроссовер».

Для чего они вначале выяснили оптимальный размер диффузора, при котором механические искажения самого кулька оптимальны во всех диапазонах, включая и резонансные искажения объема воздуха, заключенного в диффузоре. И они определили этот размер. Он оказался близким к диаметру в девять дюймов.

Дальше они принялись за конструкцию самого диффузора. Они взяли криволинейную форму и разрезали ее по радиальному кольцу там, где высокочастотная зона переходила в низкочастотную. И склеили эти части назад с помощью пластичной массы, оставив тооонкую щель, заполненную гибкой «вставкой» этого клея. Назовем этот разрыв акустической щелью.

И щель эта стала одновременно верхним подвесом для ВЧ части диффузора и нижним подвесом для его НЧ части. Но, главное, щель эта оказалась самым слабым местом всей конструкции. Местом перегиба. Так что, если при НЧ сигнале диффузор двигался вполне синхронно, то при росте частоты входного сигнала его более тяжелая верхняя часть практически останавливалась, давая играть одной только ВЧ зоне. Притом, верхняя часть диффузора имеет еще и отрицательный угол схождения по отношению к нижней. Так что, диффузор как бы немного закрывается, добавляя баса в результирующий звук. Очень изящное решение. DSC05199_copy

Конечно, при таком подходе необходимо было максимально ослабить самый верхний подвес. Чтобы он минимально участвовал в процессе звукообразования.

И здесь Хартли придумали использовать крупнофактурную мягкую ткань. Притом, они впервые поняли, что, если ее натянуть, как прежде тянули кожу, то барабанный эффект уничтожит все их старания. Поэтому подвес был сделан свободным, с провисом, который обеспечивал движение диффузора по всему маху, вплоть до касания пауком передней кромки магнитной системы, без всякого сопротивления. Впоследствии, кстати, именно Хартли впервые используют тканевую «юбочку» вместо привычного «паука» для нижнего подвеса.

Крепеж верхнего подвеса к «корзине», конечно, безо всякого клея. Только винты.

Дальше – катушка. Она здесь намотана проводом в хлопковой изоляции (похоже, серебром) на гильзе из алюминиевой фольги. Вставлена катушка в диффузор тоже весьма своеобразно. Я, собственно, нигде больше ничего подобного и не видел. Верхняя часть гильзы развальцована краями наружу, и сама гильза опущена  в «колодец» горловины диффузора до упора в стенки краями этого развальцованного кольца. И проклеена. Супер!

Относительно «железа» я, пожалуй, не буду вдаваться в подробности, чтобы не утомлять сверх меры. На картинках все видно. «Железо» сделано по высшему разряду. Магнитопроводы ални, сам магнит мощнетский… смотрим картинки.

И, наконец, звук. Я, думаю, что это лучший звук, который мне доводилось слышать у динамиков. Диапазон отработан по высшему разряду. Никаких артефактов, никаких компромиссов. Чуть мягковата, на мой вкус, верхняя середина. Типа, на лирическом вокале кажется, что певица на записи поет малость мимо микрофона. Но это может быть еще и оттого, что клей на стыке диффузоров определенно потерял от времени свою пластичность.

А вообще, я получил просто огромное наслаждение от знакомства с этим уникальным динамиком. Надеюсь, сумел донести его и до вас, господа.

Hartley 215 gamba - YouTube

Hartley 215 piano - YouTube

Hartley 215 vocal - YouTube

DSC05193_copy DSC05194_copy DSC05195_copy DSC05196_copy DSC05197_copy DSC05198_copy DSC05200_copy DSC05201_copy DSC05202_copy DSC05203_copy DSC05204_copy DSC05205_copy DSC05206_copy DSC05207_copy DSC05208_copy IMG_4902_copy IMG_4903_copy IMG_4904_copy IMG_4905_copy IMG_4906_copy IMG_4907_copy IMG_4909_copy IMG_4910_copy

 

Комментарии 

 
#1 Михаил 05.09.2016 22:35
Оо, какое простое и красивое решение... Евгений, не потянуло разрезать и склеить пару имеющихся диффузоров? Тем более, что Ваш пушпул должен давать свободу не меньшую, чем тканевый подвес. А он там из мягкой ткани или все же с пропиткой?
Цитировать
 
 
#2 Александр 12.09.2017 21:03
Повторил прекрасную идею на китайских диффах 12 и питерских D250-1 .Заключение: таких гениев сейчас не найти, хотя развелось мульён жулья, делающих огромные деньги, только ради наживы. Колесо-то давно изобретено!
Цитировать
 
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval
 

Translate with Google

English Russian

Поиск