Вячеслав Супрун. Мастер скрипки-1.
На сей раз занесло нас с Мишей к человеку замечательному и знаменитому во всех смыслах. К одному из лучших скрипичных мастеров России (на большее пусть знатоки замахиваются) и просто славному человеку. Супруну Вячеславу Иосифовичу. По традиции, делюсь фрагментами нашего общего, для меня поучительного, разговора. Как водится, на языке близком к языку оригинала:
"…Это только говорят, вот, какой-то мастер свой особый секрет знает… Что-то сам нашел, прочитал… На самом деле все здесь физика-акустика, никаких особенных хитростей. Просто есть вещи, на которые мастера обращают внимание, а есть те, на которые – нет.
В дереве, например, самое главное – это корни и ствол. И в изготовлении инструмента должна быть правильная основа. Все ищут лак и грунт, которые использовали старые итальянцы. А основа-то не в этом. В акустической части инструмента звучит дерево. Инструмент сделан из двух пород древесины: клен и елка. Это как муж и жена. Хорошая скрипка, как семья. Основа в гармонии. Можно взять шикарное дерево. Елку, клен… Волна, разводы – все при всем. А вместе не играют.
Второе. Длина инструмента варьируется в пределах 6-8 мм. И важно понять, какой именно размер нужно выбрать именно для этого куска дерева. Если не попал, то уже никогда инструмент звучать не будет. Какие бы там толщины, своды, форму, лак ты не выдумывал, неправильно выбранная корневая система не даст ей заиграть. Никогда. И наоборот. Мы, например, с моим другом, тоже мастером, на спор делали две скрипки. Правильные. Я делал все классически, а он свою покрывал чуть не битумным лаком, и инструменты все равно звучали. Потому что корни и ствол были сразу заданы правильно.
Главное, правильно попасть в пару и определить длину инструмента. И здесь важен контакт с деревом. Понять, что ему нужно, и сделать так, как ему нужно. Оно диктует мне. Я, когда только приклеиваю обечайку к нижней деке, уже чувствую объем будущего звучания и знаю высоту обечайки. Дерево мне само командует. Потом, оно же все простукивается, прослушивается, и я сразу вижу своды… Какие они должны быть. Мне говорят, ты как-то настраиваешь свои скрипки. Я никак не настраиваю. Я делаю, как деревяшка говорит. А звуки никогда не бывают одинаковые. Вот, ты взял деревяшку, склеил сегменты, один рос на запад, другой на север, остальные – иначе. Все по-разному. Плотность, солевой состав…
В основе лежит длина волны. Мне достаточно провести пальцами по дереву, постучать ладонью, и я уже слышу его. Знаю, что ему нужно.
В скрипке звук от трения смычка, через подставку передается на верхнюю деку. Потом, через дужку, – на нижнюю. И, наконец, звук передается внутрь, в корпус. Там он «варится», как мы говорим. И потом выплескивается через эфы. И мы его слышим. Звуковые колебания, проникают не только в материал скрипки, но и в человека. Если волны, которые идут от инструмента, совместимы с волнами человека, который играет или слушает, то звук его устраивает, и он получает удовольствие. Если нет, то инструмент может быть просто шикарным, но звук этого инструмента человека никогда не устроит. Мало того, человек тогда, своими колебаниями, будет только мешать инструменту звучать правильно. Инструмент в других руках может звучать лучше…
Можем взять, например, скрипичный концерт, который играет… Хейфец. На Страдивари. И половина зала, те, кому попала волна, могут охать: какой тембр, как играет! А остальная половина зала – плеваться. Потому что вторая половина не попала. Мы все разные.
Самое главное, чтобы инструмент сочетался с биополем исполнителя. Потому что все время играть одно и то же, по тысяче раз, всю жизнь - тяжело. А каждый раз еще нужно стремиться к тому, чтобы сыграть, как первый раз. Это можно только тогда, когда исполнитель сам получает очень большое, максимальное удовольствие от игры "...
Продолжение следует...
|
Комментарии
жду продолжения
1. На сей раз занесло нас с Мишей к человеку замечательному и знаменитому во всех смыслах. К одному из лучших скрипичных мастеров России (на большее пусть знатоки замахиваются) и просто славному человеку. Супруну Вячеславу Иосифовичу.
2. Главное, правильно попасть в пару и определить длину инструмента. И здесь важен контакт с деревом. Понять, что ему нужно, и сделать так, как ему нужно. Оно диктует мне. Я, когда только приклеиваю обечайку к нижней деке, уже чувствую объем будущего звучания и знаю высоту обечайки.
3. Можем взять, например, скрипичный концерт, который играет… Хейфец.