Главная Системы Лаборатория Cистемы Персональное дело №10.

Персональное дело №10.

 

DSC_42629 Подумал я, подумал и решил, что надо бы всё же откомментировать сделанное, чтоб закрыть тему. По крайней мере, у себя в голове. Ну, и потом, раз уж записки эти все равно идут по разделу "Рабочий дневник", стало быть, - сам бог велел по подробней расписать, как я дошел до жизни... Ну, и, наконец, бумага же всё стерпит, ё-моё...

Ещё на заре своего занятия акустикой я, раз за разом, утыкался в вещи абсолютно не здравые. Сначала пытался понять их, потом, как водится, - поверить, а потом вспомнил, как вместо курсовой, однажды, списывал в библиотеке главу в докторскую диссертацию своему тогдашнему научному руководителю. Вспомнил и решил, что как раз такой случай, видимо, и произошел с акустикой в процессе развития. Кто-то ляпнул, не подумавши, кто-то усилил ляпнутое. Потом приделали золотой шильдик, и пошло-поехало. Кому интересно слушать мозги, когда говорят бабки?..

Ну, засучил я, не долго думая, рукава и...

Первое, на что я решился, по здравому размышлению, - это оторвать динамик от лицевой панели колонки. Не бином же Ньютона, в самом деле, понять, что, если мы играем в эту деревяшку всем ободом, значит вся колонка, в свою очередь, идет в свидетели к такой музыке. И легко понять, что раскачать один динамик, легче, чем его же, но вместе с колонкой. А зачем в этом процессе такой маховик, я понять так и не смог, как не силился.

Нарезал я пирамидок из клена и ступил с ними в потном от волнения кулаке на кривую дорожку экспериментаторства.

Как и что там случалось в тот раз, уже описано мною ( Персональное дело №2.), так что позволю себе перескочить сей этап.

Вдохновленный результатом (а окоротить тогда меня было, в общем, некому) решился я на отрыв пластинок от диска вертушки ( Персональное дело №4. P.S. Персональное дело №4. P.P.S.). И опять славно вышло. Никто даже и не заметил ничего...

И вот, что занятно, я обратил внимание, что, и там, и тут, и ещё в массе случаев, мало оторвать что-то от чего-то и зачем-то, важно, что характерно, сделать это правильно. То есть, обратил я внимание, что принципиально важно, как расположить пирамидку - куда вершиной, куда основанием... Звук при этом менялся весьма чувствительно. Пирамидка, работала, как рупор. Если основание шло к корзине, динамик играл звончее, отчётливее, как бы больше - сам по себе, нежели когда основание прижималось к доске или к пластинке. Казалось, что через эту пирамидку резонансы стекали или, напротив, купировались в источнике.

И опять я, не побоюсь этого слова, задумался. Мне было понятно, когда струны, предположим, в скрипке замыкают через подставку на верхнюю деку. Там корпус звучит. А что звучит в дээспэшном кабинете? Опять не понятно. Я перевел уровень своего интереса и стал заниматься только динамиками... без ансамбля... В частности, чтоб понять, зачем замыкать звучащий диффузор на литую, а в подавляющем большинстве мониторов ещё и глухую корзину? Это же какие, - думал я, - усилия нужно прилагать звуку, чтоб взлететь, как настоящему, с такой гирей на тоненьких бумажных крылышках? Нет ответа...

Серёжа Ефимов, кувыркаясь, по-видимому, в тех же непонятках, придумал "динамик-бабочку". Убрав, практически, контакт между диффузором и корзиной. Стало лучше, но возникла масса попутных вопросов, на которые "бабочка" Ефимова не отвечала. В частности, первейший из них - это вопрос энергетики звучания.

Энергетика звучания динамика или системы для меня сродни фейерверку. Бывают заряды, которые после залпа долго летят, дымя в воздухе, чтоб добраться до нужной высоты и там жахнуть. И вы, вольно или невольно, чуть не жалея его, бедного, следите и ждёте подспудно - ну, когда же уже!?. А бывают, такие что после залпа невидимы. Залп, потом тишина и томление в груди... И вдруг, в прозрачном воздухе, на немыслимой и неожиданной для вас высоте с треском и грохотом раскрывается огненный цветок... И вы невольно, толчком, в такт, переводите дух...

В первом случае - работа огня, во втором - чудо и праздник! То же случается, когда молния и гром обрушиваются на вас не в городской квартирке, а где-нибудь в поле, у реки, когда вы совсем маленькие - в свой рост - и одинокие перед стихией...

Природа энергетики в акустике для меня та же. Есть динамики, которые играют так, будто по грудь в болоте бредут, - столько в их звучании всякого акустического ила. Бывают, наоборот, - лёгкие и звонкие, а только всё равно и там без ила не обходится. Только ил там тоже легкий, как патина на звуке, как сипловатость, как киста на связках... А главное, что практически ни один из динамиков не играет уверенно весь диапазон, в котором, согласно конструкции, ему положено звучать. То здесь, то там запиночки происходят. И грамотные конструкторы, зная заранее про такие особенности своих дитятей, сами же заранее и подрезают им крылышки - кроссоверами, акустическими тканями, гасящими материалами в кабинетах... Больно слушать. Не правильно это, - казалось мне...

Вначале, копаясь в старых динамиках, обратил я внимание на то, что уже тогда конструкторы старались, с помощью ли длинных "усов" на центрирующих шайбах, с помощью ли истончения, почти до ветошного состояния, верхних подвесов, с помощью особых "звонких" способов крепления динамиков - пытались они оторвать диффузор от корзины, корпуса радиоприемника, старались вывести "бабочку" звука из кокона, оживить её...

И, что характерно, мне этот звук, действительно, казался, если и не живее всех живых, то, по крайней мере, куда ближе к своему естественному акустическому виду, чем тот, что я слушал, скажем, на резиновых подвесах и, вглухую задемпфированных какой-то немыслимой мастикой, современных корзинах.

Ну, и пошёл я потихоньку, наощупь, по этой дорожке...

Придумал одно, другое, третье - всего и не упомнишь. Стал что-то нащупывать, что-то слышать. Наконец, добрался до шпонок - вместо верхнего, а потом и нижнего подвесов. Писал об этом, писал... Клеил, клею и буду... И всё это были шаги в нужную мне сторону (звук же не соврет), но все они не давали того эффекта, про который, помнится, незабвенный профессор Преображенский говорил:"Чтоб всем бумагам - бумага! Чтоб с подписями и печатями! Чтоб никто... и никогда... и без всяких..." (цитирую, конечно, на уровне смысла). Не было этого. Хотя то, что было, - переигрывало многое, на мой слух, и без труда...

Тут, как водится, и судьба постаралась - куда ж без нее. Как только сомнения мои подобрались уже так, чтоб через край... Тут же приспело время отправляться в мой любимый Тайланд. Лёг я там себе под пальму, взял карандашик и по пунктам записал, что меня, собственно, не устраивает?

Получилось, что, первое, не устраивает меня жёсткая, натянутая связка между диффузором и корзиной. А главное, что связка эта притягивает, вместо того, чтоб отталкивать, по здравому смыслу, корзину от себя.

Второе, не нравится мне, что связка эта (подвес, по-русски) отштампована из единого листа и, стало быть, кроме радиальных, в ней ещё и куча встречных-поперечных напряжений сидит, что звук, понятно, не красит. Кстати, в старые времена некоторые из производителей на этот случай делали специальные вырубки по периметру диффузоров.

Третье, не ладно, когда  сам диффузор (с теми же напряжениями, к слову) мы тянем-перекашиваем в разные стороны, натягивая, как гондон на глобус в том дивном анекдоте, на корзину и пучась получить при этом какую-то умозрительно заданную резонансную частоту.

Вообще, выходило, что при тех напряжениях и довесках, при каких звуку рождаться приходится, ему сразу надо было героя хоть чего-нибудь давать...

Да, по последнему пункту надо бы ещё поразвернутей поумствовать. Понятно, что диффузор излучает волны не только мотаясь кульком вверх-вниз. Волны идут в нем снизу вверх - радиально по всему объему. Кроме того, волны, частично отразившись от верхней кромки (подвес, корзина - не детализируем), возвращаются сверху вниз, двигаясь всё в том же объеме, всё того же диффузора. Добавьте сюда механические напряжения, которые в этот процесс вносит конструктив...

Словом, по всему получалось, что от подвеса нужно освобождаться. Оставалось придумать, как? Я и придумал. Три или четыре варианта. Один испытал. С чувством...

Получился центростремительный подвес, при котором диффузор плавает вверх-вниз мягко, как в геле. Миша Ураков, ознакомившись, назвал его пушпульным. Мише можно верить. Он точен в словах.

Подвес такой одновременно решает все проблемы. Во-первых, он отрывает диффузор от корзины, делая из него, натурально, свободную женщину Востока. Во-вторых, он позволяет сохранить напряжение в верхней кромке, а это одно из главных условий высокого разрешения и, соответственно, - высокой же энергетики монитора. В третьих, он, сжимая поверху кулёк диффузора, существенно ослабляет, по крайней мере, радиальные напряжения в нем, что приводит к резкому углублению и детализации звуковой картины. А все вместе приводит к тому, что динамик взлетает.

Появляется равномерность и сбалансированность. Принцессе на горошине не на чем здесь больше набивать свои знаменитые синяки. Динамик, как уже сказано, играет весь диапазон, который способен играть по своим механическим параметрам. Возникает отчетливая рельефность звуковой картины. Фантомный канал от двух динамиков стоит твердо, как поясной бюст на родине героя. Динамик играет на любом уровне громкости. Легко "женится" с мониторами любых конструкций... Кроме того... Ну, вы поняли, наверное, что такого красавца - хоть сейчас - на "зелёненькие" вместо Франклина...

Нет-нет, я не говорю, хочу подчеркнуть это особо, что такой динамик - идеал. Разговор идет о тенденции, о направлении движения, результаты которого меня вдохновили до чрезвычайности.

Значит, надо идти.

Что- то там, за поворотом...

DSC_2593 DSC_2594 DSC_3410 DSC_1722 DSC_1677 DSC_1680 Efa2009 TESLA-2 KLANGFILM_KL42006-2 DSC_4317 DSC_4064 10850 DSC_4004 DSC_4621 DSC_4626 DSC_4629

 

 

Комментарии 

 
#1 Гость 31.08.2010 14:25
Вот так! А они: - купи это, купи то, чтобы иметь ориентир ... !

Мысли, переживания, знание, умение - ВОТ ОРИЕНТИР!

Евгений, я помню - вам не нравится мое благоговение :-) , просто скажу вам спасибо за этот вирус! Как прочитал, всё - в голове механические схемы подвеса, БОЛЬШЕ ТАМ НИЧЕГО НЕТ и ещё долго не будет ...
Цитировать
 
 
#2 Гость 31.08.2010 15:29
Дмитрий, вах! Поверьте мне, старому, "механические схемы подвеса" - совсем не главное, что должно быть в голове человека! Особенно в голове человека, который так, как Вы, любит жизнь и живёт её! Это главное, и это главное у Вас есть! Всё остальное - развлечение, не более... ;-)
Цитировать
 
 
#3 Гость 31.08.2010 15:55
Опять Вам спасибо, со скрытым ... :-)

Всё-таки вы большой молодец ..., своим путём!

Наверно этот эксперимент с подвесами стоит попробовать на выдающихся динамиках, чтобы поставить жирную-прежирную "фениту"!
Цитировать
 
 
#4 Гость 31.08.2010 19:02
Ну, уж нет, Дмитрий, выдающиеся динамики я продам верующим, как учил Михаил Николаевич. А сам - на кошечках...
Цитировать
 
 
#5 Гость 31.08.2010 19:03
Китайцы говорят:"Когда рыба поймана, сеть выбрасывают"... :-)
Цитировать
 
 
#6 Гость 31.08.2010 19:30
Евгений, а что за клей применяешь, если не секрет.Эластичный или нет, после высыхания.Что предпочтительне е, по опыту.
Цитировать
 
 
#7 Гость 31.08.2010 20:17
Клеи разные, Sambarmaley. Всё, что возле катушки, должно быть предельно жёстким. Остальное по звуку. Каждый диффузор звучит по-своему, и под него подбирается клей, натяжка подвесов, материал подвесов и проч. На самом деле, это довольно непросто, без опыта. То есть играть будет по-любому, на так, чтоб "ах!", - даже уважаемый Ураков мне как-то признался, что и у него, бессердечного, сердце замирает перед первым включением каждого нового динамика.
Цитировать
 
 
#8 Гость 01.09.2010 06:13
Цитирую Евгений:
А сам - на кошечках...


Ну, а качество бумаги, его никто не отменял, а ещё правильную форму диффузора?

Нет, Евгений, одумайтесь, вы просто обязаны создать ИДЕАЛЬНЫЙ ДИНАМИК!
Цитировать
 
 
#9 Гость 01.09.2010 07:19
идеальный динамик...идеальный человек,а такие бывают?
Цитировать
 
 
#10 Гость 01.09.2010 07:29
Уже после написания последнего поста #8, прочитал о вашем интересе к изготовлению бумаги ...

В Багдаде всё спокойно! 8)
Цитировать
 
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval
 

Translate with Google

English Russian

Поиск