Главная 2010 Ноябрь Волконский. Князь. Андрей. Нарезка по теме-1.

Волконский. Князь. Андрей.

Нарезка по теме-1.

58217

Андрей Волконский - личность, без преувеличения, феноменальная в русской советской музыкальной жизни и культуре второй половины ХХ века.

Интелектуал, умница, мыслящий независимо, ярко. Композитор и исполнитель, выступающий и записывающийся, в том числе, с Юдиной, Шафраном, Рихтером, Каганом, Гутман...

Что, впрочем, это я тут разошелся. В инете информации о нем - пруд пруди.

Я просто купил, по случаю, книжку его бесед с Еленой Дубинец "Партитура жизни", всколыхнулся и захотел поделиться. Отсюда - очередная нарезка: Дубинец Е.А. Князь Андрей Волконский. Партитура жизни. - М.: РИПОЛ классик, 2010. - 384с.

Орфографию оставляю на совести новой формации корректоров. Сорри...

- Аутентизм – это утопия.

Можно вспомнить трактаты: у Куперена есть «Искусство игра на клавесине», у Рамо «Предисловие», есть книга К.Ф.Э.Баха. Насчет игры на флейте есть пособие. Чем дальше мы залезаем в века, тем меньше источников, но все же они имеются. Например, в одном трактате я нашел описание деталей вокальной техники и голосового звукоизвлечения, которые нам в голову не приходили, - широкое вибрато, узкое вибрато. Натуральным голосом петь было нельзя. Сейчас уже перестали петь музыку той эпохи только без вибрато.

Если говорить о струнных инструментах, вибрато использовалось как мелизмы и украшения, а постоянно его никогда не применяли до XIX века. Играть без вибрато ещё надо научиться. Почему скрипачи играют с вибрацией? Потому что они играют фальшиво и, когда вибрируют, скрывают фальшь. Очень трудно найти точное положение пальца на струне. Я иногда в своих сочинениях писал «играть non vibrato», и это всегда звучало фальшиво. Вибрато – это маскировка, а не выразительное средство. С.71-72.

 

- Человек, который записывал, не признавал электронику и студийную запись. Он говорил, что обычно при записях выбирают самое сухое помещение и потом искусственно добавляют реверберацию при помощи огромных пультов. Но он считал, что главное – приспособиться к помещению и найти идеальную акустическую точку для микрофона, тогда никаких пультов не нужно… с.76.

 

- Мне не нравится, когда фальшиво поют, и вибрато я не переношу – так называемую советскую школу пения, которая на самом деле антишкола. К эмоциям это особого отношения не имеет. Это просто дурной вкус и вокальный недостаток. С.119.

 

- Теперь оркестры стали хорошие, а дирижера как личности уже не существует. Такими экстатическими личностями были, например, Менгельберг или Фуртвенглер. Послетним из них был, пожалуй, Челибидахе, который вообще отказывался делать записи. Все его записи, которые дошли до нас, - концертные. с.120.

 

- Композитор, безусловно, всегда знает, какую реакцию должна произвести его музыка, поскольку прежде всего объектом этой реакции является он сам. Правда, он может ошибиться, если он бездарный композитор. Он сам может переживать то, что пишет, но это не будет распространяться на остальных. Бесспорно, автор надеется на то, что будет создан эквивалент между его собственным восприятием и восприятием слушателя. Надо сказать, что этому процессу может помешать исполнитель, который будет искажать авторский замысел и пытаться передавать свои собственные эмоции слушателю.

Что предшествует сочинению музыки у меня? Назову это, пожалуй, идеей. В силу вышесказанного, я не могу отделить эмоциональный импульс от его формального воплощения – именно в силу того, что образ эквивалентен системе правил его распознавания. Я убежден, что и в природе, и в человеческом организме, и в машине это действует одинаково. Когда эти два компонента пытаются разделить, - это совершенно непровильно и не соответствует действительности. Когда собака лает, она всегда знает, почему она лает. Сам лай и то, что вызывает этот лай, являются  единой сущностью. С.168-169.

 

- … Тогда у меня еще были остатки веры в эволюцию и прогресс – это заметно, поскольку я сказал, что из простого получается сложное. Сейчас бы я такое высказывание на себя не взял. Не знаю, существует ли вообще простое. Существует примитивное. А простое и сложное – это такие понятия, которые носят внешний и, может быть, даже субъективный характер. Например, я не думаю, что григорианское пение простое. Когда я копался в «кантус пламус», выяснил, что это был очень сложный мир… с.170.

(Продолжение следует...)

 

 

Комментарии 

 
#1 Гость 03.12.2010 15:48
- … Тогда у меня еще были остатки веры в эволюцию и прогресс – это заметно, поскольку я сказал, что из простого получается сложное Наступает момент , когда удел познания "эволюции и прогресса" будет открыт отнюдь не всем , но некоторым. Эти некоторые возненавидят дела мира сего и делами своими явят ему (миру) обличение. Дела же эти - прежде всего дела любви и милости.
Цитировать
 
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval
 

Translate with Google

English Russian

Поиск