Главная 2011 Август Из "Путаных мыслей..."-5. БАС или Сыграй мне "гуманно".

Из "Путаных мыслей..."-5.

БАС или Сыграй мне "гуманно".

В который раз, бродя по любимому Мюнхену, я не совладал, что называется...
И, хотя мысли, донимавшие меня в период этой нескушной скуки, имеют, кажется, весьма универсальное поле произрастания, я, пожалуй, сфокусирую их на нижнем регистре или попросту на басе.

Ради простоты изложения, например, да...


В организации баса участвуют три главные составляющие: НЧ, ВЧ и реверберация. Общая картина, грубо, выглядит следующим образом. Низкочастотные колебания дают материал для формирования баса. С помощью высокой частоты он оформляется. Но, поскольку низкочастотные колебания затухают довольно быстро, реверберация продлевает их жизнь послезвучием.

Однако, реверберационный объем реальных музыкальных инструментов весьма ограничен: контрабас, фортепиано, концертный зал. Стало быть ограничены и реверберационные возможности раскраски баса. Электронные же возможности, в этом смысле, практически безграничны. И ими сегодня активно пользуются при создании разнообразных окрасок звучания нижнего регистра. Попутно, таким образом, создается и норма нашего внутреннего представления о том, как это должно быть.

Такой бас имеет более глубокое и объемное звучание. Но также он имеет весьма отдаленное отношение к реальному акустическому басу. Он искусственен.

О, он может быть даже искусен при этом и прекрасен до невозможности, но, не позволим себя обмануть, - он уже расположился совсем на другой странице развития систем звукозаписи и звуковоспроизведения. И разговор о нем - это совершенно другая история.

Говоря же о естественном звучании системы, стоит заметить, что каждый из диапазонов для наилучшего своего формирования должен иметь особенные, не одинаковые условия, которые реализуются, в первую очередь, за счет того или иного звучащего объема. Чем ниже регистр, тем большего объема и большей свободы он требует для своего полноценного формирования.

Масштабный бас, например, в природе реализуется в больших и замкнутых объемах (гроты, пещеры). А в силу того, что такие объемы, одновременно, действуют угнетающе на ВЧ составляющую, бас в естественных условиях имеет неоформленный, несобранный вид, и носит характер гула, рокота. То же касается и масштабов поменьше. Скажем, способа формирования гласных звуков в ротовой полости, в отличие от согласных, да...

В студийных же условиях, когда есть возможность искусственно соразмерить НЧ и ВЧ составляющие, без труда можно получить собранный, акцентированный, компрессионный бас, в виде хлопка, щелчка, выстрела. Таким образом, звук контрабаса превращается в звук электрогитары, звук литавр - в звук электронного барабана.

Между тем, закон сохранения в природе работает и на этом уровне. И бас, загнанный в малый объем, увеличивает, конечно, психоделическое воздействие на организм, эдакой пулей "дум-дум" проламываясь в нашу святую и бессмертную..., коверкая и кривляя ее во имя новых ощущений, но эмоциональное воздействие такого баса стремится к нулю и, в пределе, - к негативу. Он остается абсолютно герметичным и непроницаемым, как скальная порода, а оттого и совершенно безжизненным для наших эмоций. Воздействие такого баса сродни наркотическому - столь же точечно-перенасыщенное и разрушительное, одновременно, по своим последствиям. Тогда как любая акустическая, инструментальная форма баса, будь то контрабас, литавры, левая рука рояля, - сравнима с разрыхленной, плодородной почвой, где жизнь не только возможна, но и в высшей степени естественна...

Излишне, думаю, как-то особо подчеркивать здесь, что между скальной породой и, скажем, черноземом располагается целый спектр почв разнообразной степени плодородия. И каждый из нас волен самостоятельно выбирать, что и как он планирует выращивать на своем поле.

Компрессия с помощью электронных средств (драйверов, пищалок и т.д.) - это, конечно, максимально жесткий способ организации низкочастотного диапазона. Его формирование с помощью акустических кабинетов - куда более гуманно. Хотя суть при этом не меняется. Сокращая длину пробега волны до ближайшей стенки, мы просто улучшаем условия формирования ВЧ диапазона и таким образом усиливаем его присутствие в звуковой картине вообще и в процессе оформления НЧ регистра, в частности.

Однако же, здесь перед нами уже в полный рост встает феномен реверберации.
Определений реверберации, как, впрочем, и любого основополагающего понятия, имеется немало. Формально, это заблудившиеся отражения, но, как сказано в том старом анекдоте, - есть нюансы… К примеру, отражения, заблудившиеся в заброшенном доме, и отражения, заблудившиеся между деками скрипки, - это очень разные отражения, да…

На уровне ощущений я бы назвал реверберацию спорной территорией, где силы НЧ и ВЧ диапазонов примерно равны. Заметим, что сама по себе эта территория не маленькая, и равновесие сил здесь простирается от благородных реверберационных оттенков выстроенного нами балансного звукового диапазона нашей системы до паразитных резонансов и, соответственно, искажений в ней же. Однако, в конце концов, все это только вопрос соотношения верхнего и нижнего краев звукового диапазона, воспроизводимого данной системой.

Выстраивание такого баланса - дело чрезвычайно хлопотное. Не следует забывать, что реверберационные процессы идут одновременно по всему диапазону, налазя-наползая друг на друга, нимало не заботясь о правильном соблюдении теории акустических взаимодействий, с ее бесчисленными интерференциями, рефракциями и проч. То есть, после получения энного количества устойчивых реверберационных зон, понадобится еще и согласовывать их между собой. Притом, делать это придется не один и не два раза, а до тех пор, пока последовательное приведение к единому знаменателю не превратит хаос искажений в живую картину ревущих и гудящих резонансов.

Много проще, конечно, заглушить стенки акустического кабинета, а вдобавок и стены комнаты для прослушивания, минимизировав их участие в окончательном оформлении звука. Создав, таким образом, иллюзию открытого пространства. Типа, нету отклика, значит, нету и стен. А значит, и нет проблем с балансировкой резонансов внутри звуковой картины. Выстраиваем диапазон паравозиком - отрезав здесь, подрезав там и состыковав здесь и там, чтобы соблюсти равномерность АЧХ, - и все дела.

Ан нет, не все.

Действительно, открытое пространство, скажем площадь большого города в "час пик", позволяет нам без большого труда выделять из звукового хаоса огромное количество отдельных, порой совсем не громких, "маленьких" звуков. Больше того, мы можем там "путешествовать", без напряжения сосредотачивая, фокусируя свое внимание на звуках, живущих на разных уровнях глубины этого своеобразного "акустического супа". Притом, что сам по себе "суп" никак не локализован здесь в виде определенного, четко ограниченного фантомного канала, стоящего перед нами в виде некоей голографически-акустической картинки, - он безбрежен, как безбрежен ветер, как безбрежны все естественные процессы живой природы. Однако, подобная "безбрежность" отнюдь не главный залог "живого" звучания.

Главное здесь - обязательное наличие "белого шума" в "живом" пространстве, и его полное отсутствие в пространстве акустически заглушенном, "мертвом".
Этот, так называемый "эффект комариного роя", который, в силу своей постоянности и неопределенности, не воспринимается нашим мозгом в качестве самостоятельной звуковой картины, но является динамической стартовой площадкой, своеобразным "акустическим батутом" для любого сколь угодно тихого и слабоочерченного звука - такой "комариный рой" обладает одним абсолютно уникальным свойством. Не имея никаких собственных, особых, индивидуально-исключительных волновых характеристик, такой "рой" способен поддержать и "подбросить" по амплитуде практически любой, сколь угодно сложный и прихотливый звуковой сигнал. Поэтому, оказывается, что правильная организация этого "роя" - задача, по меньшей мере, никак не менее важная чем, собственно, звукоизвлечение. И, без ее решения, получить должный уровень реверберации, а вместе с ней и "живой" звук, едва ли возможно... И все это имеет первостепенное практическое значение. И все это суть резонансные явления в чистом виде, которые любой «высокий конец» пришибает в зародыше, как паразитические-ё…

А на главной площади Мюнхена знай себе играют уличные музыканты и слушать их – истинный кайф. Хотя, услышь я такой контрабас в системе, наверное, первым бы закричал о несбалансированности… Что тут скажешь…
Бегут, бегут мысли ... путанные они все- таки, да...

 

22 23

 

 

 

Комментарии 

 
#1 yuri 08.08.2011 14:39
Здравствуйте Евгений.Хоть мысли и путанные,но смысл у Вас прописан очень четко-живой звук и как его добиться от системы.Для многих такого понятия просто не существует,а для тех,кто в теме,все тоже не так однозначно и просто.
Цитировать
 
 
#2 yuri 08.08.2011 15:03
Скажу по поводу себя(как вариант).Пожалуй Все согласны,что живой звук-это звук как в природе,действи тельности.Но каждый под этим понимает свое.Лично для меня тут важны два момента:!.Система должа воспроизводить звуки,которые сознание легко нйдет в той базе данных,кот. есть в нашей голове.Если их там не будет,то мы впадаем в стрессовое состоиние(резул ьтат эволюции и борьбы за выживание).А стресс и музыка плохо совмещаются.2.Подавляющее больщенство звуков в природе имеют точечных характер(хотя есть и распределенные-шум ветра и т.п.).Мы постоянно,бессо знательно определяем откуда идут звуки и какое до них примерное расстояние(эвол юция однако).Система должна создавать иллюзию трехмерного,объ емного звукового поля,состоящего из точечных источников(в основном).Как мне кажется,если этих двух компонент нет,говорить о живом звуке будет затруднительно.Правда это только мое мнение.
Цитировать
 
 
#3 yuri 08.08.2011 15:58
Но тут надо помнить,что слушаем музыку(в основном)мы в небольших помещениях(до 30кв.м.).И тут ох сколько особенностей(ес ть даже специально разработанная теория акустики малых пемещений).Скажу о себе(как вариант).Никогда не любил наушники,монито ры ближнего поля,прослушива ния в ближнем поле.Ну нету для меня там живого звука.Коль уж приходится слушать в помещении,то предпочитаю слушать вторичный отраженный(не прямой)зыук.Но влияние помещения при этом огромное(в основном негативное),осо бенно для НЧ.Но что делать.если для меня только такой звук создает иллюзию живого,объемног о,трехмерного,с о всеми вытекающими.
Цитировать
 
 
#4 voka 08.08.2011 22:47
В кадр вошла красивая девушка. Кстати, какой камерой снималось видео?
Цитировать
 
 
#5 Евгений 08.08.2011 23:26
Видео снималось на обычную мыльницу. Что же до Ваших размышлений,yur i, то могу сказать только то, что, в целом, я понимаю, о чем Вы... Объяснять или подтверждать это - значит ещё больше запутать. Но мне, по крайней мере, приятно, что мои путаные мысли способны запутать хоть кого-нибудь, кроме меня. :-)
Цитировать
 
 
#6 yuri 09.08.2011 08:15
Здравствуйте Евгений.Запутываться в мыслях очень полезно,так как начинаешь активно мыслить,чтобы выпутаться(эвол юция однако).А тут-то и рождаются интересные идеи.С уважением Юрий.
Цитировать
 
 
#7 Михаил SM 10.08.2011 11:39
Послушал запись живых музыкантов на своей моноконсоли , что у Наталии . Поразительно ,но звучание очень совпадает по тому ,что записал Франц у Евгения дома . Живая микродинамика ,нерв , экспрессия , бас на подхвате . Теперь мне многое открылось о звучании Мюнхена.
Цитировать
 
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval
 

Translate with Google

English Russian

Поиск