О нижнем подвесе: чем ближе к концу, тем чувствительнее.
История вопроса - это всегда самое тяжелое. Поскольку в чужую голову без спросу не залезешь, приходится что-то домысливать. И тут главное, чтобы не занесло. Потому как сам-себе иногда такое придумаешь, что потом тока оглядываешься и дивишься беспредельно... н-да...
Посему прошу меня контролирувать с моими завиральными... и поправлять, если что, со всем уважением. Буду рад и душевно благодарен.
Нижний подвес, то есть: паук (шайба), крепеж катушки к диффузору, сама катушка, керн и закатушечный объем - только перечислять запаришься не то, что описывать. Нижний подвес всегда был предметом пристального внимания и беспрестанного фантазирования для инженеров-динамикостроителей.
Поскольку именно он в первую очередь отвечает за ВЧ, а ВЧ в свою очередь отвечает за точность, воздушность, ажурность и т.д. звука, постольку мимо него пройтись, как мимо "бывшей" на вечеринке, никак не получится. И, наконец, - ха! - именно он отвечает за кошмар любого аудиофила: букву "Ч" в звуке.
Все, впрочем, начиналось без фантазий. Пока не был изобретен мотор на подмагничивании, и диффузоры просто крепили к якорю реллюшки, никто о центре звуковой вселенной нашего с вами излучателя даже и не заморачивался. Это был просто крепеж.
Совсем другая история началась, когда была избретена катушка, как принцип взаимодействия электромагнитных полей в излучателе.
Вначале, впрочем, ничего не предвещало. Претензии к качеству звучания были скромные. Контент, как принято теперь формулировать, не блистал. Рахманинов только в начале 30-х, как известно, согласился, что запись рояля наконец-то, кажется, похожа на правду. Гульд через полвека полагал, что так до этого и не дожил.
К звуковоспроизведению с помощью динамиков относились, как к диву-дивному, а потому многое прощали. Патефон и граммофон были в ходу еще и в послевоенное время и не только в России.
Одним словом, как только, амбиции перетекли в претензии, так тут же стал вопрос формулировок. Что нужно, чтобы звучание было максимально естественным?
И была сформулирована очень простая задача. Нижний подвес диффузора (паук) должен обеспечивать по максимуму две функции. Он должен быть максимально гибким в одном направлении и притом максимально жестким в перпендикулярной плоскости. Требования, как водится, исключали друг друга.
По тем временам паук еще располагался внутри горловины и крепился на керн.
И пошли в ход бесконечные фантазии, как изогнуть его, чтобы и рыбку съесть и гибкость обеспечить.
Фантазиям этим нет числа. Первые пауки вообще делались из двухмиллиметровой меди.
Потом в ход пошли самые разные материалы: картон, сталь, геттинакс. Самые разные конфигурации инженерных фантазий прошлого дошли до нас...
Конструкция такого рода обеспечивала достойную фиксацию диффузора относительно вертикальной оси, но длина "паучьих лапок" была определенно мала, чтобы обеспечить продольное движение с приличным махом. То есть при достаточной жесткости гибкость была недостаточной.
Оттого и паук довольно быстро перекочевал с внутренней на наружную сторону диффузора.
Здесь с "лапками" можно было фантазировать безгранично. Вплоть до того, что вообще отказаться от них. В пользу барабанной кожи, например.
Однако, такое радикальное решение было все же больше экзотикой, нежели правилом. "Лапки" довольно долго были незаменимы и крайне прихотливы в испонении. И по форме и по материалам.
Но и они оказались не вечны.
Я время от времени хвалюсь сверх меры своей коллекцией динамиков. Своей любовью к старому звуку. Этим невероятным ощущением того, что включая старый, непеределанный динамик, ты будто откупориваешь флакон с воздухом, которым дышали самые живые умы прошлого. Те, кто поставил перед собой невероятную задачу, воспроизвести тот звук, который они слышали тогда. Тогдашними ушами. Тогдашними мозгами. Душами. Сердцами...
И это был совсем не тот звук, к которому мы привыкли. Уверяю вас, милые вы мои, отнюдь...
Достаточно вспомнить, что до 1946 года частоты выше 10кГц законодательно считались вредными для здоровья. Со всеми вытекающими...
И только в 46-м Олсон их реабилитировал, поставив знаменитый психоакустический эксперимент. После которого был сформирован новый стандарт воспроизведения верхов. Сначала норму подняли до 13кГц, затем до 20-ти, а далее уже, как известно, вообще перестали полагать, что это как-то может ухудшить наше самочувствие.
Новые стандарты поменяли все: восприятие, требования к контенту и, конечно, к излучателям.
Кроме того, "юбочка", которая пришла на смену "пауку" была определенно более гибка и подвижна. Вначале она благополучно делалась из прессованной бумаги, потом, знамо дело, в целях экономии и простоты ради, - из пропитанной ткани. Были, конечно, и экзотические выбросы, вроде каучуковых "треугольных" подвесов на Lowther, но это, как и сказано, исключения.
Внимательный читатель несомненно спросит, а что же с освободившимся отверстием в горловине диффузора? Здесь тоже своя история. Вначале его пытались закрыть вовсе. Потом просто хотели укрепить всяким образом. А после, запамятовав по-видимому все наработанное ранее, стали запросто заклеивать пыльниками, сработанными с фантазией и без.
Аналогичная же история происходила с кольцом по периметру склейки катушки и диффузора. В ранних динамиках с этим местом работали очень внимательно.
Диффузор вклеивался с загибом наружу.
Стык уплотнялся до невозможности за счет утолщения катушки.
Промазывался спецсоставами.
Прокатывался под прессом.
"Паук" загибался в щель между катушкой и диффузором, уплотняя стыковочное кольцо. А сверху в горловину, плюс к тому, еще и вклеивалось алюминиевое ребро жесткости.
И наконец, совершенно замечательным примером забвения основополагающих принципов поведения звука в "кульке" стало отношение современной инженерной публики к керну.
Вначале на керне обязательно оставлялась "шляпка". Иногда ее роль играл крепеж. Иногда соответствующие вклейки или просто промазка компаундом. Теперь, увы, все это сокращено до гладкой поверхности. И только в динамиках с претенцией на исключительность туда вворачиваются пули всяких конфигураций.
Так, грубо, можно описать внешний процесс изменений подхода к организации нижнего подвеса динамика.
Но что за этим стоит по сути. Что было утрачено в результате "прогресса", и что приобретено в процессе упрощения?
Это важные вопросы, но я, кажется уже утомил вас, милые вы мои, своей словоохотливостью.
Продолжим чуть позже. Пошел жеж на чердачек, делать очередные фотки...
|
Комментарии
Очень!