Персональное дело №4.
Известно, что простые вещи понять - труднее всего. А потом, когда до нас, наконец, что-то такое доходит, очень многое из окружающего делается немножко непонятным. Так было у меня и с мыслью о музыке, как системе резонансов.
Но - по порядку...
Очевидно, что принцип работы всех неэлектронных музыкальных инструментов имеет резонансную основу. И микрофоны, на которые писались раньше (из воздуха) музыканты, тоже, вроде бы, работают на резонансном принципе. И уж, конечно, резак, ведущий бороздку по матрице, точно не чужд резонанса.
Можно рассуждать, с каким именно резонансом мы имеем дело в каждом конкретном случае: акустическим, механическим, электромагнитным, - но то, что ни одна нота без этого почтенного принципа не коснулась бы наших ушей и не была бы услышана – факт, абсолютно неоспоримый.
Это все, замечу еще раз, происходит «до» того, как мы взяли в руку пластинку и поставили ее на проигрыватель. А вот «после» начинаются чудеса.
Потому, что вся история развития звуковоспроизводящих технологий, представляется мне теперь последовательной и бескомпромисной борьбой с резонансом в любых его проявлениях.
Сначала – это резиновый кантеливер в картридже (технологии Деки и Ноймана забыты). Удар по звуку!
Потом резиново-каучуковый мат на диске вертушки (фетровые и бархатные - забыты). Еще удар!
Затем печатный монтаж радиоэлементов (навесной забыт-забыт). Получи!
Наконец, тканевые, проклеенные и отпрессованные шайбы (вместо гетинаксовых и металлических), резиновые подвесы (вместо кожаных) и сам динамик – мордой в дээспэшку, да потолще, поглуше и - в закрытый, заглушенный короб! И шурупы - в крышку! Все, отдыхаем.
И звук, похожий на трах в презервативе…
После этих размышлений я, как честный человек, пошел и сделал самое простое, что пришло в голову. Взял шесть спичек и разложил их радиально, «солнышком» на мате вертушки. Результат вдохновил сразу, поэтому мат был снят совсем, а на голый диск, после долгих поисков и проб, я установил двенадцать маленьких кленовых (твердое дерево) конусков в определенном порядке.
Порядок получился не сразу. Пробовались разные варианты, вплоть до хаотического. Пробовалось разное количество (больше - сушит звук, меньше не успевает оттягивать механические резонансы пластинки, идет подгуживание при воспроизведении). Пробовались варианты "вверх-вниз" вершиной (вниз вершиной - звук поглубже, но меньше высоких. Кому что нравится.). Словом, тот вариант, что на фотке Гаррарда, показался, на мой вкус, оптимальным.
Эффект превзошел рассчеты. Звук отделился от пластинки. Теперь слушаю только так.
...И, к слову, как выяснилось, не я один.
|